Производители продуктов питания зашли весьма далеко в вопросах увеличения объемов производства и продаж, а также снижения себестоимости. Увы, употребление того, что получилось в результате, не всегда полезно и безопасно. Сам факт возникновения био/эко/органик стандартов качества говорит о том, что есть те, кто осознает и признает взаимосвязь питания с состоянием здоровья.
Большинство людей в России скептически относится к маркировкам «Био», «Эко», «Натуральный» и проч. И на то есть все основания, особенно когда речь идет о продуктах российского производства — государственных законов и стандартов, которые бы регулировали правомерность размещения всех этих лейблов на упаковке нет. Иными словами, производитель может, не имея сертификата, написать что угодно, и ему за это ничего не будет.
Что касается всего остального мира, то и тут нет единодушия. Кто-то считает маркировку маркетингом и обманом, для кого-то обозначение «био» является гарантией качества и синонимом пользы, другие убеждены, что сегодня натуральных продуктов не существует вовсе.
Лично я столкнулась с биопродукцией, когда российская компания, в которой я работала, приступила к сертификации своей продукции по европейским стандартам. Необходимость соответствия возникла в связи с выходом на зарубежные рынки. Тогда то мне и открылся тайный смысл понятий, стал в общих чертах известен процесс сертификации, а также российские и зарубежные реалии. Тогда же сформировалось мое отношение к продуктам, на упаковке которых имеется соответствующее лого. Да, я доверяю этим маркировкам и покупаю такие продукты. В то же время, я не исключаю возможность обмана. Я не стремлюсь к тому, чтобы 100% того, что я ем, являлось органик. Есть ряд наименований, в выборе которых я отдам предпочтение тому, что с маркировкой.
Органик в мировом масштабе
Слова «био», «эко» и «органик» имеют одно и то же значение, но в разных странах используются разные. Слово «натуральный» немного из другой оперы, и к стандартам сертификации, о которых речь пойдет далее, отношения не имеет.
Нормы органик/био/эко — это набор базовых стандартов выращивания, производства, обработки и упаковки продуктов. На сегодняшний день в мире есть следующие международные системы стандартов производства биопродуктов:
На их основании выработались государственные нормы и правила органического производства продуктов, и как следствие, появились национальные сертификационные центры и маркировки. Отсюда такое разнообразие биомаркировок на товарах в разных странах. У каждого из центров сертификации свои требования — это означает, что за той или иной эмблемой стоит тот иной набор характеристик продукта.
Как происходит сертификация
Независимая от производителей пищевых продуктов комиссия приезжает на ферму/хозяйство/производство для проведения тестов. Сертифицируют как растения (в том числе дикороссы — к примеру, кедровый орех или ягоды), так и животных. Комиссия проводит проверки состояния почвы, использования пестицидов и минеральных удобрений, условия выпаса и содержания животных, качество посевного материла, а также всего использующегося сырья, материалов для производства и упаковки. Образцы готовой натуральной продукции тестируются по 250 — 400 пунктам, начиная с тестов на отсутствие пестицидов и тяжелых металлов и заканчивая оценкой внешнего вида и вкусовых качеств продукта.
Сертификация, ее документальное подтверждение и готовая продукция проверяются органами экологического контроля, официально назначенными государством. Нарушения норм влекут за собой штрафы и наказания. Сертификат не дается производителю один раз навсегда, а требует периодического подтверждения.
Органические продукты российского производства
Термины «эко», «био» и «органик» в России на данный момент не регулируются законом: его проект существует, но пока не внесён в Государственную думу и находится на стадии согласования. Тем не менее, если отечественный производитель захочет нанести на свою продукцию маркировку «органик», у него есть возможность сделать это честно и в соответствии с мировыми правилами. Для этого он обращается в одну из организаций, которые сертифицируют продукты питания по мировым стандартам (к примеру «Экорос» и «Эко-Контроль»). Грубо говоря, они выступают как агенты зарубежных организаций, на законных основаниях маркирующих товары.
К слову, сертифтикация продукции, это дорогое удовольствие и не быстрый процесс, занимающий около года. Стоимость колеблется от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч, а в отдельных случаях, до нескольких сотен тысяч рублей.
Основные маркировки
Некоторые их этих маркировок можно увидеть только на пищевых продуктах, другие наносятся также на косметику и прочите товары.
EU Organic Bio — единый знак Европейского Союза. Кроме «листочка» на этикетке продукта должна содержаться информация о месте производства в форме кодировки (под листком)
Global Organic Mark — в 2011 году международная организация International Federation of Organic Agricultural Movements (IFOAM) предложила свою систему органических гарантий и знак качества. По мнению организации, слишком большое количество органик-знаков приводит потребителя в замешательство, поэтому было предложено использовать единый знак во всем мире. Пока, как мы видим, этого не случилось.
Demeter — один из старейших международных сертификатов для биодинамического сельского хозяйства. Эта марка представлена во множестве стран. Это самая надежная и крупная организация в мире, которая объединяет биофермеров, биопроизводителей натуральных продуктов, косметики, одежды, моющих средств.
Organic Farming — в 1991 году вступил в силу европейская система регулирования в сфере органического сельского хозяйства EU Regulation 2092/91.
Bio-Siegel — немецкий знак для пищевых продуктов, которые отвечают всем требованиям законодательства Европейского сообщества для органического сельского хозяйства.
Bioland — крупнейшая ассоциация органических производителей в Германии. По ссылке любопытная таблица сравнения требований к продукции Bioland и Bio-Siegel. На этом примере становится ясно, что за различной маркировкой стоит различное обещание.
USDA organic — Национальный Органический Стандарт, разработанный Министерством сельского хозяйства США.
Australian Certified Organic (ACO) — сертифаер, который работает с фермерами, входящими в объединение Biological Farmers of Australia Co-op Ltd (BFA). Этот знак можно увидеть на более чем 80% органических продуктах зеленого континента.
Soil Association — английский органический сертификат для пищевых продуктов.
Agriculture Biologique — французский знак для органических продуктов.
Biogarantie — бельгийский знак для органических продуктов.
The BIO Suisse Bud используется для маркировки органической продукции, продаваемой на территории Швейцарии.
При подготовке текста использовались следующие материалы:
авторизуйтесь